Rambler's Top100

СТАРОВЕРЫ (starover.religare.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.starover.religare.ru/article8143.html


Рассказали о старообрядцах

Они сохранили исконно русскую культуру, крестятся двуперстием и придерживаются других традиционных церковных правил. Несколько столетий они подвергались гонениям и были обособлены, но остались верны традициям. Речь идет о старообрядцах, которых в Ульяновской области немало и сегодня.

В выставочном зале на Покровской (ул. Л. Толстого, 63) начала работу выставка "Культура старообрядцев", созданная совместно с ульяновской старообрядческой поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви . Община была официально зарегистрирована 10 лет назад. В честь этого события на открытие выставки приехали старообрядцы из других городов – Уфы, Самары, Алатыря, Сызрани, Чебоксар и др.

[2]

Как рассказал наставник ульяновской общины Павел Аринин, эти вещи, показанные на выставке, передавались из поколения в поколение. Сама выставка – это серьезный шаг, в нашем городе подобного события еще не было.

Кто такие старообрядцы?

[3]

В середине 17 в. патриархом Никоном была совершена реформа русской церкви , которая привела к расколу верующих людей на две ветви: старообрядческую и официальную церковную. Старообрядцы сохранили русскую культуру и традиции, церковные правила и обряды и выделились в обособленную Древлеправославную церковь , сохранив патриархальность быта и особенности культуры. После реформы люди, придерживающиеся старых церковных обрядов, стали подвергаться гонениям. Спасаясь от преследований, они бежали в малонаселенные окраины Поволжья, Дона, Поморья, Урала, Сибири, а также в Польшу, Турцию, Австрию.

В Среднем Поволжье первые старообрядцы стали появляться ближе к концу 17 в., а в конце 19 в. в Симбирской губернии было почти 43 тысячи человек староверов. Преимущественно они были расселены в Симбирском, Алатырском, Карсунском и Сызранском уездах.

В советское время староверы жили крайне замкнуто из-за гонений со стороны государства. В 30-40 – е годы они подвергались раскулачиванию и репрессиям. В настоящее же время, старообрядчество переживает период возрождения.

Как отмечают организаторы, выставка приоткрывает одну из малоисследованных страниц русской истории и культуры.

[4]

Так, зрителю предоставлена редкая возможность увидеть вещи из частных собраний ульяновских коллекционеров – русские иконы XVII-XIX вв, книжную миниатюру, а также старопечатные и рукописные книги, среди которых, например, "Апостол" 1574 г. (с гравюрами, выполненными в типографии И.Федорова), Евангелие (1606 г).

[5]

[6]

Здесь можно увидеть и старинное медное литье (иконы, кресты). Практически вся литая пластика XVIII-XIX вв является старообрядческой. Образки, кресты, складни могли существовать самостоятельно, а могли быть вставлены в доску иконы. Несмотря на запрет использования литых икон в старообрядчестве литье сохранилось: оно выполнено в соответствии с канонами 17 в.

[7]

Большой раздел выставки составляют произведения прикладного искусства, в том числе, вышивки, выполненные монахинями Московского Преображенского монастыря.

[8]

[9]

[10]

Об особенностях культуры старообрядцев можно узнать из самой экспозиции.

Так, в домах старообрядцев есть Красный угол. Трисоставный восьмиконечный крест старообрядцы считают совершенной формой креста. Четырёхконечный крест – заимствование из латинской церкви , он не применяется в ходе богослужения.

[11]

В старообрядчестве нельзя менять земные поклоны на поясные. При земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). На пол кладется подручник: на него кладутся простертые ладони рук, голову следует наклонить до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике.

Староверы крестятся двуперстием. Реформой Никона было изменено сложение пальцев при совершении крестного знамения: верующим предписывалось складывать три пальца "щепотью".

У старообрядцев свое богослужебное пение – они не приняли новый многоголосный стиль пения и новую систему нотной записи.

[12]

Лествицы – разновидность четок у старообрядцев.

[13]

В старообрядчестве сложились свои иконописные школы.

[14]

Кацея (кадило), маленькие колокола.

Нательные кресты у старообрядцев делятся на мужские (более прямые) и женские (выпуклые, в виде Вифлеемской звезды), а также возрастные – у детей до 12 лет поменьше и более крупные у взрослых. В каждом доме – своя поминальная книга. Женщины покрывают голову платком, который застегивается на булавку. Мужская и женская одежда – максимально закрытая.

КСТАТИ

Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России. Для них характерны трудолюбие и предприимчивость. Так, до 60% российского капитала 19 века принадлежало старообрядцам. Ими была создана текстильная промышленность Москвы и Подмосковья. Последователями старообрядчества были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев: Морозовы, Гучковы, Рябушинские и др. Из среды старообрядцев вышли основатель партизанского движения в войне 1812 г. Денис Давыдов, а также первый и единственный посадский голова Мелекесса (Димитровграда) Константин Марков. Многие старообрядцы занимались благотворительностью.

Источник: Ulgrad.ru


    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100