Rambler's Top100

СТАРОВЕРЫ (starover.religare.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.starover.religare.ru/article8113.html


Вышла в свет книга А.Е. Кабанова "Старообрядцы владимирских и костромских земель"

Книга "Старообрядцы владимирских и костромских земель" – итог кропот­ливого труда молодого исследователя А. Е. Кабанова по истории старообрядчества на территории современных Костромской, Владимирской и Ивановской областей. Эти земли час­то становились для старообрядцев надежным приютом от преследований, здесь были представлены фактически все крупные старообрядческие согласия и толки, существовали авторитетнейшие рели­гиозные общины.

В исследовании упоминается немало имен мирян и священнослужителей, чья жизнь и деятельность связаны с Владимирской и Костромской губерниями. В г. Юрьевец (нынешняя Ивановская область) начиналась пастырская деятельность протопопов Аввакума и Даниила из Костромы. Диакон Александр Керженский был родом из Нерехты (совр. Костромская область). Священомученик иерей Никита Добрынин служил в г. Суздаль. Большую известность в истории раннего старообрядчества получил также священноинок Дионисий Шуйский из г. Шуи. Известный в XIX веке священник и духовник прихожан Рогожских храмов в Москве о. Иоанн Ястребов (1770-1853) также был родом из Владимирской губернии.

Значительная часть исследования посвящена истории христиан-староверов, приемлющих священство и в последствии принявших Белокриницкую иерархию. Исследователь дает краткую биографию еп. Арсения Уральского, который родился в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии. Выходцами из этих земель были известные старообрядческие епископы Геннадий и Геронтий (Лакомкины).

В книге А.Е.Кабанова также представлен анализ прочих течений в старообрядчестве: поморцев, филипповцев, спасовцев, нетовцев, странников-бегунов. В частности, исследователь разоблачает сложившийся в синодальной литературе миф о странниках как об изуверах, которые душили своих заболевших единоверцев с целью помочь "попасть в Царство небесное".

Отдельные главы книги посвящены старообрядческим храмам, когда-либо существовавшим или ныне действующим на территории Костромской, Владимирской и Ивановской областей.

Особое внимание автор уделяет взаимоотношениям старообрядцев с государством и господствующим исповеданием. В частности, он отмечает многочисленные попытки теми или иными способами уничтожить староверие на этих землях. Отдельные главы книги посвящены единоверию и старообрядческому предпринимательству.

Исследование А. Е. Кабанова имеет большую ценность для современных читателей. В нем впервые обобщена картина почти 350 лет жизни старообрядцев крупного региона России.

Вместе с тем работа историка имеет ряд недочетов. В повествовании проскальзывают старые миссионерские клише. Так, священомученик иерей Никита Добрынин именуется "Пустосвятом". Есть неточности в ряде дат и фамилий. Особенное недоумение вызывает наличие в книге глав, посвященных хлыстам и скопцам. Это были секты новообрядческого происхождения, не имевшие отношения к староверию.

В основу книги легли сведения, полученные из центральных и местных архи­вов, государственных и частных собраний. Издание имеет серьезный научный справочный аппарат, написано при этом живым литературным языком, понятным и непод­готовленному читателю.

Источник: Самарское староверие


    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100