Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

МОНИТОРИНГ СМИ

20 декабря 2010, 23:30

Сергий Аветян

О статье А.Ю.Рябцева

обсудить в форуме
версия для печати 

Мы предлагаем нашим читателям материал из нового, шестого номера журнала "Неопалимая Купина". Это не опечатка. Шестой номер журнала еще не вышел, он лишь готовится к печати. Все материалы номера уже готовы, в настоящее время начата работа над версткой. Но в силу загруженности верстальщика в конце календарного года новый номер может выйти чуть позднее, а не к Рожеству Христову, как предполагала редакция.

Однако среди материалов нового номера есть статья, которую, как нам кажется, мы должны донести до читателей без промедления. Это статья А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи. Поэтому общим решением редакции мы отступаем от сложившейся практики – публикации материалов нового номера после того, как он большей частью реализован, и размещаем статью А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи и предисловие к ней главного редактора журнала "Неопалимая Купина" Сергия Аветяна до выхода нового номера в свет.

Статья А.Ю.Рябцева довольно обширна. Технические параметры сайта не позволяют разместить ее полностью в текстовом формате. Поэтому мы публикует первую часть статьи, в которой описано существо проблемы, связанной со временем празднования Пасхи и ссылки, по которым в нашей Книжнице полный текст статьи А.Ю.Рябцева можно скачать в формате *doc или *pdf.

Сергий Аветян

О статье А.Ю.Рябцева

Статья Алексея Юрьевича Рябцева родилась не вдруг. Начало ей было положено ещё год назад, когда для журнала "Неопалимая Купина" была написана её первая, справочно-техническая часть, знакомящая читателей с самим механизмом пасхальных таблиц. Тогда статья не была опубликована и заняла своё место в редакторском портфеле.

Празднование Пасхи 7518 года заставило редакцию вернуться к этой теме, т.к. впервые с 1966 года (н.с.), когда все участники редакции были ещё в весьма юном возрасте (а иных так и вообще не было), повторилась ситуация, когда июдейская неделя Песаха дважды подряд накладывается на Светлую Седмицу, празднуемую православными христианами как един день Святой Пасхи.

Осознание того простого факта, что Пасха – праздник переходящий, т.е. не назначенный раз и навсегда на какое-то число, а перемещающийся в зависимости от фаз Луны на промежутке в 35 дней, стало основанием для предпринятого автором исследования.

К тем же лунным фазам привязано и празднование июдеями Песаха, заповедь о праздновании которого дана Ветхозаветной Церкви ещё Богом Отцом.

В книге Исход писано:

"И рече́ Госпо́дь к Моисе́ю , и Ааро́ну, в земли́ Еги́петстей глаго́ля: ме́сяц сей вам нача́ло ме́сяцем. Пе́рвый бу́дет вам в ме́сяцех ле́ту.

[...]

И да бу́дет вам день сей в па́мять, и чте́те пра́здник Го́споду в ро́дех ва́ших, зако́нно и ве́чно, пра́зднуете семь дни́й опресно́ки, да я́сте. От пе́рваго дне изме́те квас, от домо́в ва́ших. Всяк бо и́же снесть ки́сло, поги́бнет душа́ та от Изра́иля. О́т дне пе́рваго и до́ дне седма́го.

Пе́рвый же день да ся прозове́т святы́и, а седмы́и де́нь наро́чит свят да бу́дет вам. Всего́ де́лания рабо́тна, да не сотвори́те вонь, ра́зве ели́ко сне́сть, сотвори́тся вся́кой души́, то́чию сия́ да сотворя́тся вам.

Снабди́те же за́поведи сия́, в сий бо день изведу́ си́лу ва́шу от земли́ Еги́петския, и да сотвори́те в сий день в ро́ды ва́ша, зако́нно и ве́чно начина́юще.

В 14-ый день пе́рваго ме́сяца с ве́чера да я́сте опресно́ки, до два́десяти и еди́наго дне месяца до ве́чера. Се́дмь дний квас да ся не яви́т в доме́х ва́ших. Всяк и́же а́ще яст ква́сно, погуби́тся душа́ та от со́нма сыно́в Изра́илевых. И в прише́льцех земли́, вся́кого ква́са да не я́сте..."

Одновременно со связью Пасхи – Воскресения и Песаха, для празднования которого Исус Христос и пришёл в Иеросалим, Господь, устами апостолов, заповедал нам не праздновать Пасхи вместе с июдеями и прежде времени.

Совершенно очевиден тот факт, что независимо от того, отступаем мы от Песаха на 1 день, на 3 или на 10, связь с лунными фазами остаётся, и чем раньше в каком-либо определённом году празднуется Песах, тем раньше празднуется Пасха, и наоборот – чем позже Песах, тем позже Пасха. Следовательно, самый ранний Песах всегда означает и самую раннюю Пасху.

Однако сегодня этот простой и очевидный механизм нарушен. Кем, с какой целью, умышленно или не умышленно – мы можем только предполагать, но для нас это и не имеет особого значения. Важно другое: при сдвиге столбца ключей границ на несколько пунктов по отношению к столбцам астрономического календаря, мы получаем на той же таблице совершенно верную закономерность, при соблюдении которой мы, даже не задумываясь о том празднуют июдеи Песах 1 день или 7, НИКОГДА не попадаем в их неделю опресноков и не имеем с ними ничего общего, как и заповедано правилами апостольскими, Никейским и Антиохийским соборами.

Так что суемудрия о том, важно ли не попадать с июдеями только в первый день, или во всю седмицу, можно спокойно оставить никонианским "богословам". Благо, они уже на протяжении нескольких веков пытаются обосновать такое совпадение, одновременно противопоставляя себя католикам, которые в связи с введением григорианского календаря умудряются в некоторые годы попадать и на первый день Песаха.

Возможен ли был такой сдвиг в незыблемых, казалось бы, таблицах? Да. Возможен. На наших глазах в новом издании Ока Церковного и Часослове, изданном Верещагинской типографией, помещены неправильные пасхальные таблицы, в которых столбец индиктов сдвинут на восемь пунктов относительно астрономических таблиц. Произошло это, вероятно, от въевшегося в мозг составителей понятия о том, что таблица повторяется один в один каждые 532 года. Но эта повторяемость касается только циклов лунного и солнечного течения. Индикты же нужно либо просто продолжить по ряду от последнего в предыдущем индиктионе, либо пересчитать заново и подставить к астрономическим таблицам соответственно году.

Осознания факта ошибки с индиктами в Церкви есть, т.к. в настольных календарях, издаваемых вл. Зосимой и Митрополией, уже несколько лет печатается правильное значение. Тем не менее, в богослужебных книгах, авторитет которых неизмеримо выше авторитета настольного календаря, ошибка так и не устранена. Следовательно, лет через 100 – 150, коли Господь ещё потерпит грехам, наши потомки смогут ссылаться на них, как на несомненное свидетельство того, что "благочестивые предки", которые "не глупее нас были" считали индикты именно так, а значит, так и должно быть.

Важно понимать, как понимали наши благочестивые предки, оставшиеся верными православию, что неизменны и незыблемы только Писание, Соборы и та традиция, которая согласуется с ними. Все же инструкции, таблицы и прочие вспомогательные, "технические" акты основываются на этом крепком основании и не могут быть с ним не согласны либо отменены со ссылкой на сомнительный обычай или привычную ошибку. Тем паче, что в изначальные пасхальные таблицы составителями заложен принцип соблюдения апостольского и соборного правил. Рассматривая эти таблицы, мы можем сделать правильный вывод о том, какая именно закономерность по отношению к лунным фазам и Песаху была использована при составлении пасхалии.

Статья Алексея Юрьевича не вносит ничего нового, не призывает к потрясению основ и революциям, а просто обращает внимание на очевидный факт. Какие же выводы делать для себя из этой очевидности – каждый христианин в отдельности и Церковь в целом решают самостоятельно. На личном или соборном уровне соответственно.

Помощи Божией нам всем в сей временной жизни и том выборе, который христианин в этой жизни делает каждым своим шагом. Выборе между Христом и миром. Между Христом и его распинателями.

Простите ради Христа и вас Бог простит.



Источник: Неопалимая Купина


Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы