Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

МОНИТОРИНГ СМИ

15 декабря 2010, 17:01

П.В.Половинкин

Из истории поморской общины села Черноречье Самарской области

обсудить в форуме
версия для печати 

Черноречье – село в Самарском уезде и губернии. В 30 – 50 годы ХХ века село относилось к Молотовскому району Куйбышевской области, а в настоящее время к Волжскому району Самарской области. Здесь проживало и в настоящее время проживает большое количество староверов поморцев брачного согласия.

По данным Клировых ведомостей на 1850 г. в селе проживали 30 мужчин и 34 женщины поморского согласия, а также небольшим числом поповцы. В материалах канцелярии Самарского Губернатора за 1851 г., хранящихся в ГАСО, имеются сведения "о раскольниках Самарского уезда, сел Черноречья и Батрацкаго, обвиняемых за уклонение со своими семействами в поморскую секту". Симбирской Палатой Уголовного суда было предложено отослать проходящих по этому делу в Симбирскую Духовную Консисторию для тщательного увещевания. Среди них значатся имена:

– Савелия Солодовникова с женой Матроной Дорофеевой и сыном Андреем,

– Алексея Салдаева с семейством,

– Самасона Солодовникова с женой Матроной Федоровой,

– Василия Лаптева с семейством,

– Дарии Карташевой,

– Александры Егоровой,

– Иосифа Солодовникова с семейством,

– вдовы Анисии Солодовниковой,

– Ивана Чиркова с женой Гликерией Моисеевой и детьми,

– Солдатки Прасковии Гавриловой Степановой с сыном Петром,

– Марфы Васильевой и Осипа Солодовникова с семейством,

– Тимофея и Василия Инчиных,

– Прасковии Никифоровой.

И с припиской "за смертью оставить без заключения" еще:

– Василия Красильникова,

– Ильи Григорьева,

– Ильи Инчина,

– Ефрема Кривоногова.

Необходимо учесть, что по делу проходят крестьяне с. Батрацкаго, фамилии которых также среди этого списка.

5 апреля 1885 г. Канцелярия Самарского губернатора информирует Епископа Самарского и Ставропольского Серафима, что "... не встречается препятствий к разрешению раскольникам с. Черноречья, Самарского уезда открыть в означенном селе в доме крестьянина Романа Рузанова моленную..." Доверенным лицом по данному ходатайству выступал крестьянин с. Черноречья Корнилий Лицевов.

По данным Клировых ведомостей за 1890 г. в селе проживало "раскольников поморской секты": 77 мужчин и 94 женщины.

В списке старообрядческих общин, действовавших в Самаре на 1890 г., имеются данные о Поморской общине – общественной, и существующей с 1888 г. с разрешения начальства.

Престольный праздник в молитвенном доме – "Иконы Пресвятой Богородицы "Знамения".

На "престол" сюда обычно съезжалось много гостей из Самары и близлежащих сел (Бобровка, Сырейка, Винновка, и других). В основном это родственники кого – то из сельчан. В советское время крестного хода, как и общего стола, уже не было. Как правило, после торжественного моленья все расходились по домам.

По данным Первой Всеобщей Переписи населения Российской Империи 1897 г. в данном населенном пункте проживало 2838 жителей обоего пола. Данных о численности старообрядцев нет. Однако численность православного населения составляла лишь 2585 человека. Возможно среди оставшихся 253 человек были старообрядцы.

По данным Клировых ведомостей тоже "Знаменской" церкви с. Черноречье Самарскаго уезда на 1902 г. число поморцев и общее число жителей в селе было следующим:

Поморцев Всего жителей

 

Дворов 35 441

Мужчин 123 1463

Женщин 110 1517

Несмотря на то, что численный состав никониан здесь преобладал в два десятка раз, влияние староверов на бытовую и церковную жизнь оказалось очень велико. Так, и сегодня местные жители считают, что их село всегда было "кулугурским". На старинных фото начала ХХ в. в никонианской церковной жизни явно заметны детали присущие староверческой церковно – бытовой традиции.

На 1905 г. наставником общины был Андрей Вяткин, значащийся в списках участников Собора 1905 г. в Самаре. Примерно с 1909 г. настоятелем Храма был Дмитрий Романович Рузанов, предыдущий наставник А. Вяткин был определен ему в помощь.

Весной 1912 г. в Самарском губернском правлении рассматривался вопрос о постройке молитвенного дома в с. Черноречье. На "Проекте на постройку деревянного одноэтажного молитвенного дома старообрядцам поморскаго законобрачнаго согласия" указаны фамилии крестьян того же села, подписавших прошение: Корнилия Никифоровича Лицевова, Авдея Ефимовича Салдаева, Василия Артемьевича Кривошеева, Якова Григорьевича Солодовникова, Ионы Самсоновича Солодовникова, Липат Ивановича Лаптева и Антона Васильевича Рузанова. Проект "чертил И. Крашенинников".

25 апреля 1912 г. Строительное отделения Самарского Губернского Правления одобрило представленный проект, но с тем чтобы по постройке молитвенный дом был освидетельствован полицией, которая, в свою очередь, должна протокол осмотра предоставить в Губернское правление.

Место под постройку Молитвенного дома отведено в расстоянии 500 саж. от никонианского храма. Молитвенный дом должен был находиться на усадебном месте крестьянина с. Черноречья Корнилия Никифоровича Лицевова.

Весь расход на постройку молитвенного дома определен в 1500 руб., из числа каковой суммы на начало строительства имелось строительного материала на 600 рублей и наличных денег 300 руб., хранящихся на руках у крестьянина Авдея Салдаева.

Во время постройки нового молитвенного дома христиане собирались на общую молитву в доме наставника Рузанова Д. Р., где под моленную был определен большой зал.

Новый молитвенный дом был освящен все так же в честь "Знамения Пресвятой Богородицы". Молитвенный дом стоял на пригорке, вокруг него не было никаких построек, и он хорошо просматривался со всех сторон. Он был деревянным, рубленым из толстых бревен, имел характерные признаки храмостроительства, и был увенчан куполом с "осьмиконечным" крестом. При храме, кроме просторного молитвенного помещения было несколько служебных помещений. Одно из них было определено для проживания Марины Ивановны и Василия Лаптевых, которые и ухаживали за моленной.

В общине всегда уделяли большое внимание подготовке грамотных певчих. Для этого выписывали учителя знаменного пения, и чаще всего – из с. Самодуровки, славившегося на все Поволжье множеством грамотных певцов. В научение отдавали мальчиков подростков, девочкам же приходилось наблюдать за обучением "из – за печки". Но и таким образом многие из них стали прекрасными певчими.

Сохранилось старинное фото одного из приезжих учителей, с определенными к нему в научение Иваном Васильевичем Солодовым и Иваном Дмитриевичем Рузановым. В 20 – х гг. сменилось трое учителей, двое из них были в возрасте до 30 лет и называли их здесь "Петро" и "Минеич", и один уже более старшего поколения.

На клиросе в 20 – е гг. стояли только мужчины, среди которых были солевые певчие: головщик Авдей Ефимович Салдаев, Петр Ефимович, Терентий Егорович, Иван Егорович, Герасим Егорович, Петр Герасимович Салдаевы, Павел Коновалов.

Женщины, хотя и были хорошими певицами, обладающими знаниями солевого пения и сильными голосами, составляли хор, который стоял посреди храма за клиросом. Среди них были: Марина Ивановна Лаптева, Анна Ивановна Артемова, Сигклитикия Степановна Рузанова и другие.

Так, в конце 20 – х гг. (примерно в 1928 г.) в село вновь был приглашен учитель. На жительство он был определен в дом к наставнику Рузанову Д. Р., где и проходило обучение. На этот раз у него учились двоюродные братья Салдаевы: Петр Герасимович, Иван Терентьевич и Михаил Иванович, а также Павел Коновалов и другие.

В 1930 г. начались притеснения верующих с. Черноречье со стороны власти. В этот год был раскулачен и лишен имущества наставник Д. Р. Рузанов. Старцу была выделена комнатка при моленной, куда он переселился на жительство.

Сельский совет всячески препятствовал перерегистрации староверческой общины. Письмом от 15 декабря 1930 г. Начальник Горадмотдела ставит на вид деятельность Сельского совета. "Препровождаем при этом заявление учредителей религиозной общины старообрядцев "поморского толка" с. Черноречья. Самарский горадмотдел предлагает Вам с получением сего оформить регистрацию общества... В противном случае вопрос будет рассматриваться как нехотение выполнять директивы вышестоящих законодательных органов. Вместе с тем обращается Ваше внимание на недопустимость действий сельсовета, заставляющих учредителей по нескольку раз ездить в город за оформлением дел, право которых предоставлено сельским советам".

После смерти наставника Д. Р. Рузанова в 1932 г. все духовные потребы и таинства для сельчан стал исполнять Авдей Ефимович Салдаев. После него наставников в селе больше не было, да и храм, собственно, вскоре закрыли. Молиться на соборные службы местные христиане практически не собирались. Лишь изредка, когда из города, в гости к родственникам приезжал Яков Кирилович Яшин, или кто – либо другой, они имели возможность совместно помолиться Господу.

В 1933 г. храм разобрали и увезли. Позже из оставшихся бревен сложили свинарник.



Источник: Самарское староверие


Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы