Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

МОНИТОРИНГ СМИ

17 ноября 2010, 17:37

Украденные, но не забытые: бывшие старообрядческие здания признаны объектами культурного наследия, но – в руках светских властей

обсудить в форуме
версия для печати 

В центре столицы Среднего Урала находятся несколько старообрядческих зданий. Поводов для удивлений, впрочем, нет: в дореволюционном Екатеринбурге жило немало белокриницких старообрядцев, многие занимали высокие посты в городской ратуше, в том числе и должности городского главы.

Здания в наши дни заняты сторонними организациями и решительно никто не говорит об их историческом прошлом и о недавних хозяевах. Эти здания, принадлежавшие ранее сторонникам Старой Веры, официально признаны в наши дни объектами культурного наследия областного значения. Все они заняты сейчас сторонними организациями, но таблички, появившиеся на них в последние несколько лет, ясно свидетельствуют, что государство признало их "старообрядческие" корни.

О чем это говорит? В первую очередь о том, что это серьезное основание для начала диалога между староверами и властью. И факт исторического значения этих зданий – повод для обмена мнениями с чиновниками. Такой разговор, к которому уместно было бы подключить юристов, краеведов и грамотных старообрядцев, вполне мог бы привести к определенным результатам.

И пусть даже разговор будет не о возвращении имущества, на что чиновники, конечно, вряд ли пойдут, но хотя бы о том, что старообрядцы на Среднем Урале активны – возводят храмы и вправе рассчитывать на помощь властей. Благо, помогать есть в чем. Скажем, власть могла бы содействовать возведению памятного знака на месте нынешнего стадиона "Динамо", ранее бывшем тюрьмой для староверов – "Заречный тын" (подробно об этом мы рассказывали в прошлом номере "Общины"). Чиновники могли бы помочь в реставрации действующего храма, а может и в возведении нового – места в нынешнем Христорождественском храме по великим праздникам для всех пришедших недостаточно.

А для нас, староверов, такой диалог – это неплохая возможность хотя бы просто напомнить о себе. Нам известно, что в Екатеринбурге в наши дни проживают потомки старообрядцев, живших в городе до революции, открывавших свои дела и занимавшие чиновные посты. К сожалению, они, если и не забыли о своих корнях, то активными прихожанами, равно как и просто "захожанами", не являются.

А между тем они наверняка могли бы со своей стороны содействовать возвращению зданий, выступить с важными свидетельствами, предоставить документы или (хотя бы) рассказать неизвестные подробности о своих благочестивых предках, строивших домовые церкви, дома, где размещали приезжих священников. Здания, способные заинтересовать нас, старообрядцев, расположены в самом центре города. Мы осмотрели их и готовы рассказать об увиденном.

Дом по ул. Розы Люксембург, 75. Ныне здесь расположен противотуберкулезный диспансер. А на табличке читаем: "Усадьба А.И.Баландина. Главный дом. Церковь Свято-Троицкая (Австрийская). 1830-е годы. Середина XIX – начало XX века. Охраняется государством". С 2005-го года это здание было в центре общественного обсуждения. Первым открыто заговорил о притязаниях Старообрядческой Церкви на это здание митрополит Московский и Всея Руси Корнилий во время своего визита на Урал. Владыка в сопровождении уральского духовенства лично побывал на месте, осмотрел здание и подметил: оно и сегодня частично сохраняет вид церкви.

Повод говорить об этом здании, как о потенциальной собственности староверов, появился тогда, когда стало известно, что региональное Министерство здравоохранения планирует "переселить" помещения диспансера в новое здание, которое специально для него строится вблизи от Екатеринбурга на Сибирском тракте.

Предполагалось, что бороться за здание будет вторая созданная в Екатеринбурге, Свято-Троицкая, старообрядческая община. Первое время намерения были более чем серьезны: начались еженедельные молебны у стен диспансера, которые согласился проводить отец Павел Зырянов, однако вскоре богослужения перенесли в храм: желающих отмаливать здание оказалось совсем немного, да и те приходили не регулярно. А погода между тем из цветуще-летней обратилась в дождливо-осеннюю. Наблюдая за этим, директор диспансера Ольга Нечаева не скрывала своего пренебрежительного отношения к старообрядцам и жестко сформулировала его во время нашего с ней краткого разговора: "Мало того, что у них толков и согласий не меряно, так они еще пытаются нас выселить. Пусть сначала между собой разберутся".

Познакомиться с ней мне довелось при обстоятельствах типичных и бытовых: Ольга Брониславовна удивилась тому, что кто-то фотографирует табличку на вверенном ей здании, и спешно вышла к шлагбауму из своего кабинета в намерении, как потом оказалось, поделиться наболевшим.

– Старообрядцы! – возмущалась она. – Ходили тут, молились, время тратили и наших пациентов отвлекали от лечения, будто кто-то им поможет здание в центре города вернуть! Моя бы воля...

Тут женщина высказала суждения, далекие от этических. Их смысл сводился примерно к следующему: "Ничего им не давать".

В трехстах метрах от здания нынешнего противотуберкулезного диспансера (находящегося, к слову, в довольно плачевном состоянии) с благословения архиепископа РПЦ Екатеринбургского и Верхотурского Викентия возводится храм для староверов-поморцев.

По мнению женщины, этого здания более чем достаточно для старообрядцев – "деление внутри самих себя они сами придумали, сначала пускай решат эту проблему, а потом претендуют на собственность". По ее мнению, появившиеся по инициативе минкульта Свердловской области таблички ровным счетом ничего не значат и повода для беспокойства со стороны сторонников "древлей веры" даже быть не может. Ольга Брониславовна заключила напоследок: "Даже если мы будем выезжать из этого здания в новое, строительство которого ведется с переменным успехом, я сделаю все, чтобы этот корпус, пусть он и принадлежал когда-то староверам, больше никому из них не достался"...

Закрывая глаза на эти беспочвенные реплики, напомним: здание по-прежнему стоит в центре Екатеринбурга, в нем располагается медицинское учреждение и списывать его со счетов создаваемого нами списка старообрядческих претензий, которые имеет смысл предъявлять власти, никак нельзя.

Дом по ул.Добролюбова, 12. В документах он значится как "дом старообрядческой Успенской часовни. Середина XIX века". Принадлежал староверам-часовенным. Сегодня дом в прекрасном состоянии, расположен в самом центре Екатеринбурга. Читаем на табличке: "Дом причта Успенской старообрядческой часовни, первая половина XIX века. Охраняется государством".

В числе ближайших соседей этого прекрасно отреставрированного дома – резиденция полномочного представителя Президента России в УрФО и автомобильное хозяйство Правительства Свердловской области. Прямого доступа ко входу в здание не видно – вероятно, от посторонних он защищен решетчатой оградой, хотя фасад и выходит прямо на тротуар. Что сегодня находится в этом доме, кто его арендует и для каких целей оно используется, узнать не удалось, что ничуть не отменяет суждения о необходимости внести его в список тех, на которые сегодняшняя община имеет шанс претендовать и о котором надо говорить с представителями областных властей. Да, принадлежало оно часовенным, которые ныне "расквартированы" в Шалинском и Невьянском районах, но вряд ли кто-то из представителей этого старообрядческого толка, самого, пожалуй, неполитизированного, станет начинать действия по признанию этого дома своей исторической собственностью.

А вот в другом списке, уже утраченных, разрушенных и уничтоженных зданий, некогда принадлежавших староверам, количество строений грозит оказаться куда более объемным. Согласно решению Свердловского областного Совета от 18.02.1991 N 75 (в редакции от 25.09.1995, с изменения от 29.10.2007) "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" (вместе с "Государственным списком памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану"), утрачено здание Никольской старообрядческой церкви по улице Тверитина, 54. Предположительно, оно относилось к 1840-м годам постройки, и было утрачено совсем недавно – в начале девяностых.

Те, с кого начиналось возрождение екатеринбургского старообрядчества в конце 1980-х, хорошо его помнят. Вот как его описывала в своих воспоминаниях ныне покойная Евгения Бубенщикова:

– Там что-то вроде ризницы было, в ней мы и встречались, тут-то и проходили собрания староверов Екатеринбурга. Правда, на этом месте все разрушено было. Наверное, месяца три мы там собирались...

С трудом, но вспоминаю и я это самое здание, на стену которого ныне уже не повесить табличку "охраняется государством": полуразваленное, сырое, оно, казалось, силами одной только горстки старообрядцев не подлежало восстановлению априори. В непосредственной близости от этого места староверы-поморцы, согласовав свои действия с местной епархией РПЦ, вот уже несколько лет кряду возводят свой храм.

...А в документе содержатся свидетельства еще об одном "историческом" объекте – здании бывшей староверческой церкви, конца XIX века по ул. Комсомольская, 37. О нем, к сожалению, нам неизвестно ничего, кроме того, что сейчас приблизительно на этом месте возведено новое 10-этажное офисное здание. Но забывать о том, что здесь была церковь, нельзя – она принадлежала старообрядцам и помнить об этом наш долг. Жаль только, что наша всеобщая пассивность позволяет зданиям уйти, хотя зацепки для их возвращения или торга с властями есть.

Максим ГУСЕВ, Свердловская область.



Источник: Самарское староверие


Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы