Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

МОНИТОРИНГ СМИ

03 апреля 2008, 19:39

Денисов Н.Г.

Отец Евгений Бобков: краткое жизнеописание

обсудить в форуме
версия для печати 

Отец Евгений Бобков (6 июля 1939 года, пос. Кучино Москов­ской области – 25 ноября 1985 года) – протоиерей Русской Православной Ста­рообрядческой церкви (белокриницкой иерархии) происходил из потомствен­ной семьи старообрядцев. Отец его А. Д. Бобков (по профессии юрист) в 60-е гг. XX в. являлся председателем Московской Рогожской общины, поль­зовался большим авторитетом среди старообрядческих священнослужителей.

В 1956 году Евгений окончил школу и поступил на юридический факуль­тет Московского университета. Учился на "отлично", принимал участие в под­нятии целины и имел за это государственную награду. Во время учебы, на 3-м курсе, выяснилось, что Евгений является верующим-старообрядцем, стихарным Московского Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религиозных убеждений, но Евгений категорически отказался это сделать. На­чалась травля.

На факультете (в здании бывшего Синодального училища) был устроен диспут на тему "Есть ли Бог?". Юноша твердо отстаивал свои взгля­ды и, подняв перед всеми Евангелие, твердо заявил: "Я верю в Его могуще­ство!" Эти события совпали с хрущевскими гонениями на церковь. Е. Бобков был отчислен из университета, на страницах многих газет появились злост­ные публикации: Р. Карпель, Ю. Некрасов: "Хамелеон", "Еще раз о хамелео­не" (газета "Московский комсомолец", 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. Реакция же на них последовала прямо противоположная: в деканат юридического фа­культета посыпались письма от читателей с поддержкой и восхищением взгля­дов и поведения Евгения. Руководство факультета вынуждено было их кон­фисковывать. В определенной степени это приостановило выход новых ста­тей в прессе.

Отец Евгений Бобков в сане диакона

После отчисления из МГУ Евгений работал в разных учреждениях, в том числе в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. Из­гнанному студенту оказывали поддержку священнослужители, ученые, друзья. В Москву на Рогожское стали специально приезжать люди из разных угол­ков страны, чтобы познакомиться с ревностным христианином, не побоявшим­ся бросить вызов господствовавшей в стране атеистической идеологии.

В 1960 г. Евгений окончил юридический факультет Всесоюзного заочного юридического института. В декабре 1963 г. он поступил в очную аспиранту­ру Юридического института. В 1964 г. был отчислен по доносу одного из бывших однокурсников юрфака МГУ. За три месяца учебы в аспирантуре он успел сдать два кандидатских экзамена. С сентября 1964 г. Евгений Бобков заведовал книгохранилищем Московского Рогожского Покровского собора.

Рогожский собор Покрова Божией Матери являлся первым храмом, куда Евгения водили молиться родители. Здесь же епископ Геронтий (Лакомкин) в 1948 г. в 9-летнем возрасте поставил его в чтецы. Мальчик сам ходил к нему с этой просьбой, родители узнали об этом позже. А 7 июля 1966 г. ар­хиепископ Иосиф (Моржаков) хиротонисал его во диаконы для служения в московском храме. Энергичность, эрудиция молодого диакона способствовали активизации жизни Старообрядческой Церкви, увеличению числа верующей молодежи. В этом его поддерживали отец и архиепископ. Однако 1 января 1968 г. отец скончался. 3 ноября 1970 г. скончался и архиепископ Иосиф. Ос­вященным Собором новым главой Церкви был избран епископ Никодим (Ла­тышев), который не обладал многими качествами своего предшественника. Ак­тивная же позиция диакона Евгения в Церкви, его общение со многими представителями столичной интеллигенции вызвали недовольство со стороны Совета по делам религий и особенно уполномоченного по делам религий по г. Москве А. С Плеханова. Они потребовали перевести Бобкова в сане диа­кона в отдаленный деревенский приход. Однако епископ Анастасий, без со­гласования с Советом по делам религий, 11 июня 1975 г. рукоположил Бобко­ва во священника и назначил служить в г. Гомель. В конце 1970-х гг. он стал секретарем епископа Анастасия, благочинным Донской и Кавказской, Клинцовской и Новозыбковской епархий. 28 мая 1983 г. еп. Анастасий возвел его в протоиереи. Являясь фактически секретарем и архиепископа Никодима, отец Евгений решал все важные вопросы в жизни Старообрядческой Церкви. Начав свое служение в Гомеле, о. Евгений продолжал привлекать моло­дежь к церкви. Престольный праздник в честь Св. Пророка Илии в Гомель­ской общине превращался в своего рода молодежный слет, на который еха­ли верующие из разных приходов России, Украины, Молдовы, Сибири.

Отец Евгений Бобков с диаконом из прихода г.Ржева о.Александром Свистуновым

Отец Евгений поддерживал тесные контакты с представителями духовно-административных руководств всех старообрядческих согласий. Особенно сле­дует выделить дружбу с Председателем Московской Старообрядческой Федосеевской Преображенской общины М. И. Чувановым, духовным наставником и председателем Рижской Поморской Гребенщиковской общины Л. С. Михайло­вым. Был он в контакте и со многими священниками и иерархами Патриар­шей Церкви. В их числе были: архиепископ Питирим (Нечаев), архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский), митрополит Минский Филарет (Вахромеев). Кроме этого о. Евгений занимался изучением истории старообрядчества, творчества протопопа Аввакума, вел хронику Старообрядческой Церкви, со­бирал рукописи и старопечатные книги. На основании его собрания в 1984 году в Пушкинском Доме (г. Ленинград) был образован фонд Е. Бобкова. Но особенно он интересовался певческой культурой. Именно ему принадле­жат первые научные статьи: о "гуслицких" певческих рукописях и "ветковском" роспеве. Кроме этого он помогал музыковедам вести научную работу по собиранию рукописей, делать записи церковного пения в старообрядчес­ких общинах.

Вся активная духовная, научная и общественная деятельность о. Евгения проводилась им вопреки препятствиям и разным методам давления со сто­роны представителей гражданской власти. Он поражал своей несгибаемостью всех, знавших его.

Отец Евгений Бобков погиб в автокатастрофе. Погребение, которое состо­ялось в родном для него Московском Рогожском храме, возглавил епископ Анастасий в сослужении 19 священников. Похоронен о. Евгений на Рогож­ском кладбище рядом с отцом.

Н.Г.Денисов

Опубликовано: Н.Г.Денисов. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения – М.: Прогресс-Традиция, 2005



Источник: Самарское староверие


Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы