Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

ДОКУМЕНТЫ

08 ноября 2007, 21:07

Е.Я.Зотова

Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе

обсудить в форуме [реплик: 8]
версия для печати 

Поморская пластика – это яркое вещественное воплощение программных положений Выговского общежительства, имевшее определяющее значение для истории старообрядческого медного литья. С начала XVIII в. поморское литье сформировалось как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками (1). Кресты и складни поморского производства стали образцами для старообрядческих мастерских России (2).

Среди этих многочисленных литейных мастерских совершенно особое место принадлежит "медным заведениям" Москвы и Подмосковья, выпускавшим поморское литье вплоть до начала XX в.

Неслучайно в классификации старообрядческого медного литья, сформулированной Министерством внутренних дел в 1840-х гг., упоминаются "...отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских (3), поморских, погостских(4) и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии"(5).

Во второй половине XIX в. известный владимирский краевед И.А.Голышев приводит следующую характеристику: "Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие)(6), Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных, а Старинные – для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками"(7).

Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев. Следовательно, становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства. Ярким подтверждением этой преемственности традиций литейного дела может быть редкий позолоченный Крест-Распятие, выполненный московскими мастерами в 1787 г. (8). На обороте этого предмета выполнен следующий текст: "СЕИ К/РЕСТЪ // ВЫЛИТЪ В // МОСК//ВЕ // 1787 ГОДУ // М(Е)С(Я)ЦА МАРТ//А 1 ЧИСЛА".

Существование постоянной связи между поморским Выговским общежительством и московской федосеевской общиной Преображенского кладбища позволяет сделать вывод о повторении крестов и складней поморского производства в литейных заведениях, располагавшихся в частных домовладениях на территории города. Кроме того известно, что приверженцы федосеевского согласия "иконы ни от кого, кроме своего согласия мастеров не принимают и не покланяются, как только меднолитным одного Поморского монастыря; а из того же Поморья скитским образам той чести ни за что не делают"(9).

В конце XVIII в. московские мастера-литейщики, основываясь на теоретическом и практическом опыте поморских мастеров, в сжатые сроки должны были не только наладить технологический процесс, но и обеспечить крестами, иконами и складнями собственного производства своих единоверцев. Известно, что уже в первой половине XIX в. "медные заведения", выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали поморским литьем московского производства общины своего согласия на всей территории России(10).

Основной состав меднолитейной продукции московских заведений – кресты (нательные и моленные), складни (двух-, трех-, четырехстворчатые), иконы и книжные накладки – был обусловлен сформировавшимся вещественным рядом выговского производства. При рассмотрении каждой из названных групп основного репертуара поморского литья московского происхождения основываемся на данных архивных документов фонда Московской Духовной консистории (11).

Среди меднолитых изделий московского производства главное место занимали кресты, форма и надписи на которых являлись выражением идеологических взглядов приверженцев определенного согласия (12). В результате продолжительных споров федосеевцев с поморцами было принято соглашение о воспроизведении восьмиконечного креста с надписью: "Царь Славы Исус Христос Сын Божий" и изображением Спаса Нерукотворного на верхнем конце (13). Эта композиция стала каноном для последующего воплощения на медных крестах двух основных композиций – Крестов-Распятий и Крестов-Распятий с предстоящими, получивших наименование "киотных". Следуя поморским образцам, московские мастера выпускали до 10 основных вариантов моленных крестов, отличавшихся не только своими размерами (высотой от 37,5 до 6,5 см), но и декоративными особенностями оформления как лицевой, так и оборотной сторон(14).

Московские мастера следовали поморским образцам и при воспроизведении такого вида меднолитой пластики, как складни, именовавшиеся в документах по-разному ("медные литые створни" (15), "металлический складной образ", "образ медной складник", "медныя литыя складни"(16). В этом вещественном ряду к числу наиболее почитаемых относились как миниатюрные двустворчатые складни "Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение", известные под наименованием "поморская панагия", так и большие четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников. Цветовая гамма эмалей позволяет выделить среди поморского литья трехстворчатый складень "Деисус с предстоящими" московской работы (17). На нижней рамке средника отлита монограмма "М.Р.С.Х.", принадлежащая известному мастеру-чеканщику Р.С.Хрусталеву. Этот тип трехстворчатого складня, разработанный и воплощенный в металле мастерами-литейщиками Выговской обители, стал одним из наиболее распространенных среди московских старообрядцев и, следовательно, одним из самых часто тиражируемых в составе продукции "медных заведений" г. Москвы.

Творческий подход московских чеканщиков, литейщиков и эмальеров наиболее ярко выразился при создании новых композиций образков и икон, отличавшихся особой широтой и разнообразием ассортимента. Полагаем, что при определенной стабильности жизненных условий среди московских старообрядцев наиболее предпочтительным видом меднолитой пластики для личного молитвенного обихода стала именно икона.

К началу XX в. мастера московских "медных заведений" отливали иконы "одновершковые" (6,0 х 5,0 см), "двухвершковые" (12,0 х 10,0 см), "трехвершковые" (18,0 х 14,0 см) и большеформатные, так называемые "семивершковые" (28,0 х 24,0), иконы, приближавшиеся своими размерами и внешним видом к живописным образам в драгоценных окладах (18). Мелкие "полувершковые" образки (3,0 х 2,8 см) оказалось сложно выявить в связи с незначительным количеством известного нам вещественного материала (19).

Поморское литье московской работы отличалось прежде всего высоким качеством и повышенной декоративностью, выразившейся в создании нарядных образов, украшенных многоцветными эмалями, золочением. Об особом отношении именно к этому виду меднолитой мелкой пластики "лучшей поморской работы" свидетельствуют данные, приведенные в "Каталоге старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П.Вострякова", в котором указывается, что "поморское литье продается не на вес, а на счет", в отличие от "анцифоровского литья (от 30 до 38 руб. за пуд) и загарского литья (от 18 до 22 руб)" (20).

К концу XIX – началу XX в. московские мастера выпускали до 100 композиционных вариантов крестов, икон, складней и накладок на книжные переплеты. Это многообразие ассортимента является ярким свидетельством развития традиций поморского литья мастерами "медных заведений" г. Москвы.

--------------------------------------------------------------------------------

1. Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII – XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия Академии наук СССР. Серия 6. М., 1926. Вып.15-17. С.1483-1490; Введение (Из корректуры книги В.Г.Дружинина "О поморском медном литье") / Публ. Т.В.Берестецкой // Русское медное литье. М., 1993. Вып.2. С.106-120; Принцева М.Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях // Научно-атеистические исследования в музеях: Сб.научных статей. Л., 1986. С.35-49; Винокурова Э.П. Поморские датированные складни // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1988. М., 1989. С.338-345; она же. Модель меднолитого складня конца XVII – начала XVIII в. "Двунадесятые праздники" // Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1991. С.125-178; она же. Поморское медное литье в собрании Государственного Карельского краеведческого музея: Обзор коллекции // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992. С.76-105; она же. Рукописное наследие В.Г.Дружинина. Поморское медное литье // Труды отдела древнерусской литературы / РАН. Ин-т рус. лит. СПб., 1996. Т.49. С.254-277; она же. Медные литые складни конца XVII – начала XX века "Деисус с предстоящими": типологический ряд // Художественный металл России: Материалы конференции памяти Г.Н.Бочарова. М., 2001. С.214-223; она же. Медные литые иконы патрональных святых выговских наставников // Там же. С.201-213; Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика // Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Каталог выставки. М., 1994. С.37-58; Петрова Л.А. Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни // Старообрядчество в России (XVII – XX века). М., 1999. С.381-401; она же. К вопросу о традициях и новаторстве в памятниках ранней выговской меднолитой пластики (датированные складни-квадриптихи из собрания ГИМ) // Художественный металл России... С.224-234; Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское медное литье...Вып.2. С.48-60; она же. Медное литье // Культура староверов Выга (К 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства): Каталог. Петрозаводск, 1994. С.18-30; Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. Т.1. С.171-192.

2. Каткова С.С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. трудов. Л., 1991. С.107-116; Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX – начале XX века // Русское медное литье ... Вып.1. С.48-55; Куколевская О.С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX – начале XX века // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1993. М., 1994. С.372-385; Мартынова Н.П. Старообрядческое медное литье села Старая Тушка // Художественный металл России... С.251-254.

3. Загарье – район, охватывавший 14 селений Богородского уезда Новинской волости Московской губернии. См.: Вернер К.А. Кустарные промыслы Богородского уезда Московской губернии. [М.] , 1890. С.18; Исаев А. Промыслы Московской губернии. М., 1876. Т.2. С. I, 100-107.

4. Речь идет о литейном производстве в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии. См.: Корреспондент. Производство медных икон в с. Никологорский погост, Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. ч. 1869. 5 июля, №27. Авт.: И.А.Голышев; Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья... С.51-52.

5. Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1860. Кн.2 (1801-1858). С.430.

6. Гуслицы – район, расположенный по реке Гуслице – включал несколько селений Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии. См.: Вернер К.А. Кустарные промыслы Богородицкого уезда Московской губернии. С.18. Полагаем, что территориальная близость названных районов, определяемых как Загарье и Гуслицы, стала основанием для совмещения этих наименований в классификации меднолитой пластики.

7. Голышев И.А. Производство медных икон в с. Никологорский погост.

8. Медный сплав, литье, золочение; 37,5 х 20,2.

9. Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. СПб., 1890. С.112-113.

10. Дневные дозорные записи о московских раскольниках // Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1886. Кн.1. М., 1886. С.125-126; Зотова Е.Я. О московских "медных заведениях" // Старообрядчество в России ... С.402-403.

11. Прежде всего следует выделить дела, связанные с конфискацией медного литья в Преображенском богаделенном доме г. Москвы в 1860-х гг. См.: Центральный исторический архив Москвы, ф.203, оп.318, д.43, 100 (далее ЦИАМ).

12. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898. С.193-206.

13. Дружинин В.Г. Введение... С.109-111.

14. В рукописных заметках Ф.А.Каликин выделяет 8 основных типов крестов поморского производства (на основании формы, композиции, высоты рельефа и размера). См.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,. Древлехранилище, Коллекция Каликина, №93. л.6-6 об.

15. ЦИАМ, ф.203, оп.318, д.43, л.6.

16. ЦИАМ, ф.203, оп.334, д.2, л. 4, 5, 46.

17. Медный сплав. литье, эмаль; 6,7 (6,3) х 17,4.

18. [Серов А.П.] Об истории литейного дела икон и крестов меднолитейного заведения Серова Петра Яковлевича (1899-1974) // Русское медное литье... Вып.2. С.158.

19. В частных и музейных собраниях нам известны единичные экземпляры образков с изображениями Спаса Нерукотворного и Богоматери.

20. С.7-8. Полное издание "Каталога старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П.Вострякова" выявить не удалось. При работе использован дефектный экземпляр, без титульного листа и первых листов.

Е.Я.Зотова (Москва)

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА

(Материалы IV научной конференции "Рябининские чтения-2003")

Сборник научных докладов. – Петрозаводк, 2003



Источник: Староверы в Самаре


Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы