Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

СТАТЬИ

13 июня 2007, 12:49

Александр Кравецкий

К истории снятия клятв на дониконовские обряды

Часть 10. Реакция старообрядцев на "Деяние архипастырей" 1929 года

обсудить в форуме
версия для печати 

часть 9 | оглавление | часть 11

Старообрядцы среагировали на появление "Деяния архипастырей" довольно прохладно. Во-первых, это решение казалось сильно запоздалым.

Было время, 25 лет назад, когда государственная власть сняла церковные запреты со старообрядцев, но церковная власть после того едва только приступила к проекту, не осуществленному до сих пор. Государственная власть готова была дать старообрядцам право "исповедания и проповедания веры", и старообрядцы сами того желали, а церковная <...> право проповедания вычеркнула. 18 лет назад старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерерхии и имевшие в то время 19 епархий, возглавлявшихся епископами, с особым нетерпением ждали снятия клятв или анафем 1667 года. Но тогда дело не подвинулось с мертвой точки и о нем никто из воинствующей государственной Церкви говорить не хотел. Не сдвинулось оно и в 1917 году на Поместном Соборе [1].

Кроме того, старообрядцы не могли понять, почему этот проект остается никому не известным. И действительно, единственная официальная публикация этого "Деяния" была осуществлена протоиереем Н. Сахаровым в издаваемом им в Париже "Церковном вестнике". В Россию этот журнал, конечно же, не попадал, а начавший издаваться в Москве в 1931 году "Журнал Московской Патриархии" о "Деянии архипастырей" даже не упомянул.

О том, что текст "Деяния" оставался практически никому не известным и священники, принадлежавшие к юрисдикции митр. Сергия, о нем не знали, писал и архиепископ Андрей (Ухтомский). По его версии, замалчивание этого документа началось после того, как старообрядцы начали ссылаться на него в полемических целях.

Тогда, – пишет епископ Андрей, – "смиренный" Сергий и все его остальные "смиренные" начали прятать свое "Деяние" от всех мыслящих людей и уверять, что это еще совсем не настоящее "Деяние", а только проект и что сами эти "смиренные" на такое доброе дело "без Собора" решиться никак не могут [2].

Среди причин, по которым старообрядцы с недоверием относились к "Деянию", было и то, что в тропаре святителю Димитрию Ростовскому он назван "раскола искоренителем", тогда как "Деяние" объявляет "небывшими" встречающиеся в антистарообрядческих сочинениях "порицательные выражения" [3].

Забегая вперед, скажем, что эту проблему пытался в 1958 году решить епископ Афанасий (Сахаров), который попытался исправить этот тропарь, исключив оскорбительные для старообрядцев выражения. Вместо слов тропаря: "Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне..." – епископ Афанасий предлагал петь так: "Православия ревнителю, житий святых списателю и о Русской земле молитвенниче, писаниями твоими нас услаждаеши, свирель духовная, Димитрие блаженне..." Однако эти исправления так и не были приняты [4].

Как бы то ни было, но никаких встречных шагов со стороны старообрядцев тогда не последовало. В лучшем случае они видели в снятии клятв акт доброй воли, но не больше. Старообрядчество никогда не считало, что оно находится под клятвами.

Что же касается внутреннего, канонического значения вопроса о признании или непризнании клятв и их снятия с точки зрения старообрядческой, то принципиально, ввиду возникших уже толков, Духовная комиссия Центрального комитета старообрядцев в Латвии в заседании своем 23 сентября 1929 года вынесла постановление следующее: "Произнесенная клятва врагами истины падает на самих проклинавших, а потому старообрядцы как не признавали, так и не признают как наложенные на них клятвы Соборами 1656–1666–1677 гг., так же и снятие их"[5].


[1] Екимов. 69.

[2] Зеленогорский. 223.

[3] Екимов. 68. Напомним, что еще в подписанном Николаем II 17 апреля 1905 года указе "Об укреплении начал веротерпимости" говорилось: "Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам".

[4] Кравецкий и Плетнева 2001. 257; Кравецкий 1996. 179–183. Интересно, что, защищая свою позицию, еп. Афанасий не упоминает "Деяния архипастырей 1929 года".

[5] Екимов. 69.



Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы