Rambler's Top100

о проекте  |  контакты  |  гостевая  |  сотрудничество

     СТАТЬИ     НОВОСТИ     МОНИТОРИНГ СМИ     ДОКУМЕНТЫ     ФОРУМ     КАТАЛОГ

СТАТЬИ

23 декабря 2006, 17:38

Любовь Балакирева

Невьянские иконы тайно писались при советской власти

Интервью с депутатом ГД Евгением Ройзманом, создателем музея "Невьянская икона"

обсудить в форуме
версия для печати 

Евгений Ройзман – депутат Государственной Думы. Член комитета ГД по безопасности. Поэт, прозаик, член Союза писателей России. Выпустил книгу "Город без наркотиков". По образованию – историк. Создатель первого и до сих пор единственного в России частного музея "Невьянская икона", которому в эти дни исполняется 7 лет. Автогонщик. Мастер спорта по трофи-рейдам. Книгоиздатель, коллекционер современной живописи. Живет в Екатеринбурге.


Евгений Ройзман в студии "Маяка" (программа "Политика и жизнь")
Фото: novopol.ru

– Евгений Вадимович, Вашему музею только что исполнилось 7 лет. Вы известный коллекционер. И все же хочется спросить – почему именно иконы? Можно коллекционировать – марки, значки...

– Интересно было. Мир закрытый был в то время.

– Как вы приобрели первую икону? Это было делом случая?

– Много первых было. Деревня была заброшенная. Никого там не осталось. Иконы были во многих избах. Брошеных деревенских икон было вообще очень много.

– В основу вашего музея легли старообрядческие иконы из Невьянского завода Демидовых. Почему именно там возникли иконописные мастерские?

– Демидовские заводы были мощным религиозным старообрядческим центом Урала. Туда шли две волны старообрядцев: одна – с Поморья в середине XYII века, вторая – с Поволжья после 1722 года. Их у нас называли кержаками. Здесь произошло слияние мощных старообрядческих потоков.

– На Урале писались тысячи икон, в том числе и невьянские. В чем секрет такого массового производства?

– Невьянская икона – это икона горнозаводского Урала. Это явление искусствоведы так и назвали – горнозаводское старообрядческое иконописание. Их отличало – первое – то, что старообрядцы свято блюли традиции. И второе – эти иконы были высотехнологичны. Плотницкое, столяреное мастерство было на очень высоком уровне. Этим "невьянские" отличаются от всех икон, которые писали в России. Очень высокий класс. Сами старообрядцы были людьми другого уровня.

И еще момент – иконы никогда не писались на продажу. Только под заказ. Если заказа не было, вообще не писали. А так как заказчики были богатые, искушенные и поголовно все грамотные – отсюда уровень.

Знали, что хотели получить за свои деньги. Кроме того, все искренне верующие люди. Очень все просто.

– Если иконы стоили так дорого – значит иконописцы были людьми зажиточными?

– Иконописцы были уважаемые, богатые люди. Могли себе позволить работать только на заказ.

– Существует ли точная дата начала "невьянского иконописания"?

– Самая ранняя икона у нас датируется 1734 годом. Самая поздняя – 1919. Мой научный руководитель Байдин Виктор Иванович считает, что тайные иконописцы существовали вплоть до 50-х годов XX века. А вот то, что иконы тайно писались при советской власти до 30-х годов XX века – это я знаю точно – есть документальное подтверждение.

– Получается, что "невьянское иконописание" на Среднем Урале продолжалось более 200 лет.

– Считается, что больше 200 лет, но явлению, которое мы называем "высокий Невьянск" от силы лет семьдесят. С 20-30-х гг. XIX века оно пошло на спад. С одной стороны, стали появляться вещи гораздо более масштабные, более яркие, c другой – уровень поздних икон был уже не тот.

– Из невьянскмх икон самая ранняя...

– Из датированных икон – "Богоматерь Египетская" (1734 г.) Но у нас есть иконы старше, которые мы можем считать невьянскими, однако они не датированные. Я думаю, это 20-е годы XYIII века. В любом случае, в первой половине XYIII века школа была уже сформирована.

– Термин "невьянская школа иконописи" появился не так давно. Кто ввел этот термин?

– Впервые об уральском иконописании упомянул Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерках "Самоцветы" и "Платина", потом был знаменитый доклад Сюшеля Дюлонга, прочитанного им в 1923 г. на заседании Уральского общества любителей естествознания. Дюлонг был представителем французской миссии, объезжал часовни и обратил внимание на высокий уровень местного иконописания. Его доклад стал первой попыткой научного изучения вопроса. А в научный оборот этот термин ввели уже мы. В 1997 г. был издан альбом "Невьянская икона". Хотя первая публикация в прессе прошла еще в 1986 г. Явление лежало на поверхности.

– Что характерно для такого рода икон? Вы можете назвать "особые приметы" невьянского письма?

– В первую очередь – это "белоликость", которая является одним из основных аттрибутивных признаков. Второе – очень высокий класс, очень высокая технологичность. Существует ряд косвенных признаков: с какого-то момента обилие золота, отражение в пейзажах местных географических особенностей – серо-голубые горки, например – именно так они и выглядят вокруг Невьянска. Иконы выполнены в одной цветовой гамме, их сразу видно. Качество письма очень высокое и только темпера – никогда масло.

– Чем вы лично руководствуетесь, когда выбираете икону?

– Звонит мне как-то знакомый реставратор. "Заедь, – говорит, – вещь посмотри". Приезжаю – совершенно черная доска. Взял в руки – доска ровная, сосна, аккуратно сняты фаски, чуть скруглены края. Доска обработана идеально – породистая доска – не увело ни на миллиметр. Всматриваюсь – вроде Богоматерь с Младенцем. По полю – дырочки от гвоздей. Если были гвозди, значит, была басма, если басма – значит первая половина XYIII века. Позднее у нас басму не использовали. Провел рукой по изображению и почувствовал рельеф. Рельеф сохранился – значит изображение не затерто. А это значит – икона древняя, невьянская и в хорошей сохранности. После расчистки, когда мы икону увидели, были просто поражены. Такие невьянские иконы встречаются крайне редко. Так, вслепую, была куплена одна их лучших икон в нашем собрании – "Одигитрия".

– Невьянск – бывшая столица старообрядчества – какой он теперь?

– 30 тысяч жителей. Старообрядцы там еще есть. Стоит старообрядческая часовня, церковь на горке.

– Вы сказали, что иконы были "дорогим удовольствие"? Сколько стоили иконы?

– Вы же понимаете, что в XIX веке, в основном, купцы были русские старообрядцы. Жили на другом уровне. Старообрядческие поселения отличаются от обычных. Я это видел, когда ездил студентом по экспедициям. Икона по тем временам стоила очень больших денег.

Наш научный руководитель нашел в архивах, как один старообрядец заказал икону, стоимость которой 70 рублей. Это была 2-я половина XYIII века. Через несколько страниц шло описание всего его имущества. Так у него изба, надворные постройки и скотина потянули на 20 рублей. Мало того, если в приданое давали икону невьянского письма, она описывалась отдельно. Я больше скажу, невьянские иконы в деревнях я не встречал ни разу. Из деревень они не приходили никогда, только из горнозаводских поселков и городов, там, где было производство и жили богаче. Они и сейчас не приходят из деревень.

– Какие иконы пользовалась наибольшим спросом среди уральских старообрядцев?

– Мы можем судить только по тем, которые дошли до нас. У меня был случай, в музей заглянул один известный российский дипломат. Он занимался иконой в свое время очень серьезно. Особенно была волна перед Олимпиадой. Он говорит: "Знаешь почему у тебя все это есть? Потому что мы этого ничего не брали". Брали в те годы определенные сюжеты: "Георгиев Победоносцев", "Флор и Лавр", чтобы побольше лошадок было, а "Богородиц" и "Спасов" называли "моноликами". Лишний раз их не брали, потому что икон было много, все было завалено. Но больших невьянских икон было мало. Я знаю только один случай большой форматной иконы 80-х годов XYIII века. "Казанских" было много, любили старообрядцы заказывать эту икону. На Урале вообще был культ "Казанской". Из Богородичных она чаще всего встречается. Следом по количеству идут "Никола", "Спас" и "Покров". "Спаса" любили заказывать поморцы.

– Через 70 – 100 лет икона темнеет. Как и где вы восстанавливаете иконы?

– Реставрация – это большая проблема. Какую-то часть икон – особенно XYIII век – мы берем просто из-за фрагментов, понимая, что восстановить их невозможно. Как есть, так и останется. Работа с иконами требует большой реставрационной работы. Мы вынуждены были создать свою собственную реставрационную мастерскую. Потом открыли реставрационное отделение в Екатеринбурге в Художественном училище.

– Почему вы открыли музей? Ведь можно было остаться частным коллекционером?

– Растешь, становишься старше.

– А почему бесплатный?

– Не буду же я на этом деньги зарабатывать...

– Вы создатель первого и до сих пор единственного в России частного музея "Невьянская икона". Собирательство просто увлечение для вас или что-то большее?

– Конечно, сначала было увлечение. Стали работать, издали альбом. В работу была привнесена большая научная составляющая, открыли музей – это уже большая общественная составляющая. Собирательство и удовольствие – это настолько разные вещи.

– Ваша любимая икона?

– Все иконы любимые.

Беседовала Любовь Балакирева



Староверы открывают тайны

Патриарх РДЦ Александр: "Каждый русский должен сам сохранять национальную культуру"

В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Памятные даты в декабре: 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского

"Днесь светло красуется славнейший град Белгород..."

Община в городе Вольске

Новости

>

Ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви начал работу в Москве

>

В Латвии проходит конференция "Традиции образования в староверии"

>

В Москве прошло рабочее совещание по реставрации церковного комплекса "Рогожская слобода"

>

В Рунете появился сайт латвийских старообрядцев

>

Митрополит Корнилий встретился с Сергеем Мироновым

>

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Слово на память святого праведного первопечатника Иоанна Федорова

>

Митрополит Корнилий встретился с руководителем Департамента по культурному наследию г. Москвы

>

В Новгороде презентация сборника IX научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

архив новостей...
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    
Староверы